29 октября в 18-30

«КАРМИНА  БУРАНА»  КАРЛА  ОРФА НА  КАЛМЫЦКОЙ СЦЕНЕ



          В творчестве любого композитора есть знаковые произведения, появление которых делает имя автора известным, а все, написанное до этого или после, отодвигает на второй план. До 1937 года имя немецкого композитора Карла Орфа было связано с новой методикой обучения музыке, ему было 40 лет и работа в собственной школе приносила радость и высокие результаты. Но случай решает многое…

          В 1934 ему в руки попал сборник-песенник, найденный в одном из баварских монастырей, датированный 1300-м годом, который содержал множество текстов, написанных странствующими певцами и поэтами. В сборнике было собрано около 250 текстов разных авторов на разных языках: на старонемецком, старофранцузском и на разговорной латыни (кстати, на  этом языке до сих пор нам выписывают аптечные рецепты). Несмотря на то, что найдены они были в монастыре, ничего религиозного там не было и в помине. Напротив, все тексты очень жизненные - лирические любовные серенады и романсы, застольные песни, веселые пародии. На первой же странице было изображение колеса Фортуны: эмблема представляет собой несколько кругов, которые соединяют внешний, внутренний и духовный миры, а в центре – фигура богини Судьбы. Но когда колесо вращается, то человек, изображенный по краям рисунка, оказывается в разных положениях, то есть Фортуна вращает колесо наугад.

          Для кантаты композитор отобрал 24 стиха (25-тый заключительный повторяет первый, замыкая, таким образом, цикл). Жанр «сценической кантаты» Орф уточнял как «светские песни для певцов, и хора в сопровождении инструментов с представлением на сцене» или «живые картины». По замыслу композитора состав исполнителей должен был быть не совсем традиционным: тройной состав симфонического оркестра с двумя роялями и увеличенной группой ударных, большой смешанный хор и хор мальчиков, певцы-солисты (сопрано, тенор, баритон) и танцоры. 

          Премьера состоялась 8 июня 1937 года во Франкфуртской опере и никого не оставила равнодушным – мнения зрителей были крайне полярны. Но мнение одного «важного» зрителя решило судьбу сочинения - уполномоченный фюрера Германии Гитлера по контролю за общим духовным и мировоззренческим воспитанием Альфред Розенберг назвал кантату «баварской негритянской музыкой». После этого «Кармина Бурана» была снята из репертуара на долгие годы правления нацизма.

А сам Карл Орф говорил, что именно от нее следует вести отсчет его произведений, а все, что было написано до этого, следует сжечь. И действительно, многие творения он просто уничтожал.

          Кантата только кажется сложной. 25 частей разделены на 3 части с Прологом и Эпилогом, в которых озвучена главная идея всего произведения – Фортуна сильной рукой повелевает людьми, и никто никогда не знает, что будет с ним в следующую минуту.

          Первая часть «Весна» (3-10 части) посвящена пробуждению природы, любовному томлению, рисует картины плясок, хороводов на фоне пейзажей.

          Вторая часть «В таверне» (11-14 части) - это картина вольной жизни бесбашенных гуляк, не думающих о спасении души, а наслаждающихся вином и азартными играми. В таверне сплошной гротеск, ведь даже жареный лебедь плачет о своей грустной судьбе!

          Третья часть «Любовные утехи» (15-24 части) поет восторженный гимн всеобъемлющей любви и красоте. Любви покоряются все: и молодые, и пожилые. Мечтают о ней и ждут ее! 

          Однако торжественное славление с колокольными перезвонами внезапно прерывается возвращением суровой музыки Пролога – колесо Фортуны сделало полный оборот и вернуло все события на круги своя.

          У нас, как у зрителей, есть уникальная возможность увидеть и услышать шедевр Карла Орфа 29 октября в 18.30 на сцене БУ РК РЦСП «Ойрат-Арена» в исполнении объединённого состава музыкантов: Государственного симфонического оркестра Республика Калмыкия под управлением заслуженного деятеля искусств Республики Калмыкия Мергена Настинова, Государственного хора Республики Калмыкия имени Анатолия Цебекова под руководством заслуженного деятеля искусств Республики Калмыкия Ольги Сердюковой и наших добрых друзей – симфонического оркестра Астраханского Государственного театра оперы и балета (художественный руководитель и главный дирижер Валерий Воронин), Лауреата Международных конкурсов филармонического хора имени В.И.Сафонова (Художественный руководитель и главный дирижер Алина Мухамеджанова).   

          Сольные партии исполнят: Станислав Эрднеев (баритон) - солист государственного хора Республики Калмыкия имени Анатолия Цебекова, Лиджи Доржинов (тенор) - солист государственного хора Республики Калмыкия имени Анатолия Цебекова, Лауреат премии Главы Республики Калмыкия, и Гиляна Дорджиева (колоратурное сопрано) - солистка Государственного академического русского хора имени А. В. Свешникова (г.Москва).

          Мы ждем встречи с вами, наши дорогие ценители академического искусства! Подобные музыкальные шедевры – дорогой и редкий подарок!


Ольга Дедникова

музыковед